yuri_bolotov (yuri_bolotov) wrote,
yuri_bolotov
yuri_bolotov

Categories:
БУРИ-АТА, ПРЕДОК ЧИНГИСХАНА

(Опубликовано в сокращении в газетах "Информ Полис" № 31 1999 г., "Городская газета" № 48 2000 г.)

Откуда берет свое начало генеалогическое древо бурятского народа? Кто он среди других этносов - "младенец", лишь недавно появившийся на свет, или же "древний старец", переживший на своем веку немало великих событий и судьбоносных перемен? Ответ следует искать в полузабытых глубинах истории Центральной Азии...

НА ЗЕМЛЕ КУРЫКАН И БАРГУТОВ

"...После разгрома гуннского племенного союза и ухода северных гуннов на запад в Среднюю Азию и далее в Европу за Байкалом начинается время господства их преемников в степях Центральной Азии, орхонских, или "синих" ("кок"), тюрков, и их сородичей по языку и крови, уйгуров. Долина Селенги была издавна средоточием уйгурских племен, к числу которых принадлежали и самые северные из них - курыканы. В то время, как курыканы были в массе расселены в Прибайкалье и отчасти на острове Ольхон, а также на юго-восточном берегу Байкала, собственно уйгуры занимали плодородные степи к югу от них...
К тюркскому времени, возможно, относятся и уникальные наскальные изображения на Джиде, выполненные красной краской... Эти джидинские писаницы изображают воинов-всадников на украшенных кистями и султанами конях, напоминающих по своему облику курыканские рисунки лошадей и всадников на Шишкинских скалах..."
("История Сибири" том 1 с.242-251)

Уйгуры (кит. хойху, тюрк. токуз-огузы) и родственные им курыканы относились к группе племен, именуемых общим названием "теле" (по-монгольски во множественном числе "телеут"). О том, что телесцы являются потомками хунну, свидетельствуют китайские летописи периода династии Тан:
"Предки Дома Ойхор (уйгур) были хунны. Они обыкновенно ездили на телегах с высокими колесами; почему при династии Юань-Вэй (с 386 г.) еще называли их Гао-гюй или Чилэ, ошибочно превращенное в Тйелэ. Поколения их суть: Юаньгэ (собственно уйгуры), Сиеяньто (сойоты?), Кибиюй, Дубо (тувинцы), Гулигань (курыканы), Доланьгэ (теленгиты), Пугу, Байегу (байырку), Тунло, Хунь, Сыгйе, Хусйе, Хигйе, Адйе, Байси, всего пятнадцать поколений. Они рассеянно обитали по северную сторону Великой песчаной степи."
(И.Бичурин 1950 с.301).

Л.Н.Гумилев в книге "Древние тюрки" (с.80) пишет: "Прежде всего необходимо отметить легенду о происхождении племен теле. По этой легенде, одна из дочерей хуннского шаньюя, посвященная отцом небу, родила от волка сына, который стал прародителем телесских племен. Эти племена, подобно орде Ашина, пришли в Халху с берегов Желтой реки (Хуанхэ). Как мы видим, и тюркюты и телесцы имеют одну и ту же мифологему... Следует также признать, что тюркютский культ предков имеет специфику, позволяющую уточнить его происхождение. Аналогичные, до мелочей совпадающие верования наблюдались у эхирит-булагатов, т.е. прибайкальских бурят."
П.Б.Коновалов книге "Этнические аспекты истории Центральной Азии" с. 81 описывает этот миф более подробно:
В "Вэйшу" о них сказано (в сокращенном изложении): "Гаогюйцы суть потомки древнего поколения Чи-ди. Вначале они прозывались Дили; уже на севере прозваны гаогюйскими динлинами. Язык их сходен с хуннским, но есть небольшая разница. Некоторые говорят, что предки гаогюйского Дома происходят от внуков по дочери из Дома Хунну. Рассказывают, что у хуннского шаньюя родились две дочери чрезвычайной красоты. Вельможи считали их богинями. Шаньюй сказал: "...я представляю их Небу" (Бичурин, т.1, с.214-215).
С тем он поселил их в тереме в необитаемом месте. Через год один старый волк стал стеречь терем, вырыв себе нору под ним. Меньшая дочь сочла это за счастливое предзнаменование Неба, сошла к волку, вышла замуж и родила сына. Потомство от них размножилось и составило государство. Люди в этом государстве любят продолжительное пение, словно воют, подобно волкам. Таким образом, дили/теле или хойху/ойхор/уйгур считали себя потомками волка, и манера их протяжного пения осталась потом не у кого-нибудь, а у монголов в форме песенного жанра "уртын дуун", и поныне являющегося достопримечательностью их музыкальной культуры...
При этом следует подчеркнуть, что хотя теле и тукю считаются тюрками, но преемниками их тотемического сознания в конечном счете оказываются средневековые монголы (с.83)."
Итак, согласно древним легендам, мифическим прародителем (тотемом) телесцев, в том числе и курыкан, был волк - это весьма важная для понимания их истории деталь.

Первые упоминания о народе, населявшем западные берега Байкала во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры, относятся ко временам Тюркского каганата. Древние рунические письмена, высеченные на каменных стелах на реке Орхон, сообщают, что в 553 году н.э . на похороны основателя этого государства Бумын-кагана в числе множества других прибыла делегация уч-курыканского племенного союза. "Уч" - по-тюркски означает "три". По-тунгусски слово "курокан" значит "зять" (по-бурятски "хюргэн"). "Три зятя" - по мнению некоторых историков, это название указывало на родственный союз трех разноязычных (тюркских, монгольских и тунгусских) племен, сложившийся в Прибайкальском регионе. Этот народ управлялся вождями, носившими титул "Сыгын" (Тегин).
Курыканы были искусными кузнецами, умели выплавлять высококачественное железо и ковать из него разнообразное оружие и предметы обихода. В китайских летописях говорится: "эта страна производила превосходных лошадей, которые сильны, рослы; в день могли пробегать по нескольку сот ли." В 647 году курыканские послы прибыли ко двору китайского императора, преподнеся ему ценные подарки. В летописях династии Тан сообщается: "Как скоро гулиганьцы приехали ко Двору, то указано отправить военного советника Кхан Су-ми с благодарным ответом" (в кн. Б.Дашибалова "Археологические памятники курыкан и хори").
Если основным ареалом обитания курыкан был западный берег Байкала, то на его восточном побережье и в Забайкалье жило родственное им телесское племя байырку - кит. байегу, монг. мн.ч. байыркууд - т.е. баргуты, обитатели "Баргуджин-тукума", Баргузинской долины. По мнению Т.Д.Скрынниковой (сб. "История и культура народов Центральной Азии" Улан-Удэ 1993 г. с.41) слово "Баргуджин" означает "баргутский", слово "токум, тухум" - по ирански семя, род. Ирано-согдийское влияние в Центральной Азии достигло своего апогея в эпоху Уйгурского каганата, поэтому, скорее всего, этот этнотопоним возник примерно в то же время. В тюркское время эта территория называлась "Йир-Байырку".
Китайское название телесского племени "Сиеяньто", вероятно, в оригинале звучало как Саянто или Саянтуй, (т.е. обитатели Саян) - их потомками, возможно, являются сойоты, живущие в Окинском районе Бурятии.
Хотя потомки хуннов - тюркюты и телеуты были родственны по языку и крови, между ними шла постоянная междоусобная вражда. Уйгуры, жившие по Селенге, байырку, саянто и другие телесцы неоднократно поднимали восстания против тюркского господства. Вот как Л.Н.Гумилев описывает один из эпизодов этой войны:
"Бильге-каган... со всеми силами бросился на оставшихся в степи и продолжавших сопротивляться уйгуров. Спустившись по Селенге и тесня их, он разорил их кочевья и загнал отступавших в горную тайгу Хамар Дабана. Уйгурские табуны были розданы тюркским ратникам... Семьи уйгуров попали в плен и пополнили число "кулов" (рабов) тюркского хана." ("Древние тюрки" М. 1993 г. с.315).
В орхонских рунических письменах повествуется о подвигах тюркского правителя Кюль-тегина в "северных землях":
"После этого страны Байырку
Улуг-иркин стал нам врагом.
Рассеяв его, мы разбили его при озере Тюрги-Яргун.
Улуг-иркин бежал только с немногими воинами."

Вероятно, Тюрги-Яргун - это современное озеро Торей между Ононом и Керуленом; впрочем, название Яргун напоминает и бурятское "Ярууна" – оз.Еравна на северо-востоке Республики.
После падения тюркского государства уч-курыканский союз и баргуты вошли в состав Уйгурского каганата (основан в 745 г.), объединившего все телесские племена. Однако через сто лет это государство было уничтожено енисейскими кыргызами. Прямыми потомками древних уйгуров, вероятно, были меркиты, обитавшие в долинах Джиды, Селенги и Уды (хуасай и удуит-меркиты) в XI-XII вв. В 1177 г. они потерпели поражение от Тэмуджина-Чингисхана и бежали к родственным баргутам, в Баргуджин-Токум.

ДРЕВНИЕ БУРЯТЫ - КТО ОНИ?

В "Монголын нууц товч" - "Сокровенном сказании монголов" (п.239) говорится: "В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам... Подчинив Ойратов, Бурятов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Тубасов (тувинцев), Чжочи подступил к Тумен-Киргизам (хакасам)..."
Заметим, что буряты здесь названы именно бурятами, а не "бурят-монголами", что в те времена выглядело бы достаточно странно - ведь сама монгольская нация сформировалась лишь после создания великой империи Чингисхана из множества монголо- и тюркоязычных кочевых племен самого различного происхождения. А собственно монголами в те времена называлось только то племя, к которому принадлежал сам Тэмуджин.
В произведении монгольского летописца XVII века Лубсан Данзана "Алтан тобчи" ("Золотое сказание") эта же история излагается так: "В год зайца было также велено Джочи отправиться в поход вместе с его воинами в западную сторону на лесные народы... Джочи вошел в земли ойратов, бурийатов, баргутов, убсусов, хабсагов, тубасов, и когда он дошел до земель тумэн-киргизов, то киргизские нойаны Идэй-инал, Алтай-эрэ, Оробэк-дигит, изъявляя покорность и желая мира, прибыли представиться Джочи, принесли с собой белых кречетов, белых коней и черных соболей...
Обладающий величием августейший Чингис-хан, жалуя Джочи, сказал: "Ты, Джочи, старший из моих сыновей, недавно лишь вышел из дому, а в землях, куда ты ушел по хорошей дороге, уже успешно покорил лесные народы и вернулся. Ни люди, ни кони не получили ран. Отдаю тебе эти народы!"
Как мы видим, присоединение восточно-сибирских народов к Монгольской империи произошло на редкость мирно и спокойно.
Не очень убедительно выглядят попытки некоторых отечественных историков во что бы то ни стало доказать, что "буряты", упомянутые в "Сокровенном сказании" и "Алтан Тобчи", к современным бурятам не имели никакого отношения, и являлись населением некой мало кому известной "реки Бурят" в бассейне Енисея. Однако даже если эта не обозначенная на среднемасштабных картах речушка (одна из многих сотен в Сибири) и существует (или называлась так 800 лет назад), едва ли подчинение якобы жившего там таежного племени заслуживало отдельного упоминания в отчете сына великого Чингисхана. Очевидно, что Джучи был послан на покорение всех "лесных народов" Сибири, а не одних лишь обитателей приенисейских речек и ручьев. Маршрут его похода пролегал через горно-таежную Бурятию, и потому совершенно естественно, что буряты стали одними из первых в этом списке.
Маловероятно, чтобы в одном и том же Ангаро-Енисейском регионе одновременно или в разное время существовали две различные нации с одинаковым именем "бурят", не имевшие между собой абсолютно ничего общего - при том, что происхождение самого этого этнонима остается загадкой.
А как же быть с другим историческим свидетельством ("Алтан тобчи" гл.12): "Бурийатский Оро Шигуши поднес августейшему, обладающему величием владыке (Чингисхану) сокола, пойманного около великого Байкала. Бурийаты были отданы во владение Оро Шигуши".
Неужели этот князь с берегов Енисея специально прибыл на Байкал, чтобы поймать там сокола? Подарки во все времена было принято приносить из своей земли, со своей родины и своего дома...
("Алтан тобчи" гл.14): "Сорок тумэнов монголов, четыре тумэна ойратов, шесть тысяч уджигэд, ... барга, бурийат, туба, урйанхан, уругтан, хамиган, энгуд, лесных народов, - все эти народы сначала он (Чингис) под свою власть подвел... у всех этих коренных народов, живших по своей воле, он взял дань."
Этнос "бурийат" упомянут здесь в одном ряду с такими большими и "именитыми" народами, как монголы, ойраты, баргуты, туба-тувинцы, урянхайцы, хам(н)иганы и т.п. Разве могли такой "чести" удостоиться обитатели какой-то малоизвестной речки? Несомненно, под "бурийатами" во времена Чингисхана подразумевались прямые предки современных бурят, которые, вероятно, проживали именно в тех местах, где живут и поныне. Никаких сколь нибудь убедительных оснований сомневаться в этом, как мы видим, нет (если не считать сознательных попыток "навести тень на ясный день").
Племя хори-туматов, из которого происходили предки самого Чингиса, и впоследствии вошедшее в состав бурятского народа, неожиданно оказалось в числе его противников:
"Борохул-нойан также был отправлен в военный поход на народ хори-тумат... Борохул-нойан, дойдя до земли туматов, ... вместе с тремя воинами отправился впереди войска... За ним по их следам шел караул туматов, окружил их, внезапно напал на них и, захватив Борохул-нойана, убил его.
Когда августейший Чингис-хан узнал, что люди туматов убили Борохула, он очень разгневался и сам намеревался отправиться в поход. Богурчи и Мухули остановили его и удержали. Был отправлен только Дорбэтэй Дорбэй догшин.
Еще прежде туматами были захвачены Хорчи-нойан и Худуга-бэки... Вот как туматы захватили Хорчи: когда он получил повеление достать тридцать самых красивых девиц, то отправился, чтобы взять девушек у туматского народа, но там, среди народа, который до того жил мирно, вспыхнул мятеж, и Хорчи-нойан был захвачен... августейший Чингис-хан, узнав об этом, и, полагая, что Худуга понимает поведение лесного народа, отправил его. Худуга-бэки также был захвачен. Когда было закончено покорение туматского народа, то согласно обычаю за Борохула было отдано его семье 100 туматов."
"Что же касается властвовавших двенадцати чужих плохих ханов... тайчжигутский Тархутай Кирилтух, хан трех мэркитов Тогтога бэки, ... джаджиратский Джамуха хаган, ... хори туматская Ботохой Тархун - этих 12 дурных ханов Чингис-хан покорил под свою власть."
Как видно из летописи, мятеж хори-туматов был спровоцирован произволом со стороны чиновников императора.
Возможно, само название племени хори-тумат является искаженным «ойхор тумэн» - уйгурский тумен (десять тысяч). Созвучие слов «хори» и «ойхор» выглядит довольно убедительно. Несомненно, какая-то часть уйгуров могла переселиться на север, к родственным курыканам и баргутам (или остаться на ранее обжитом месте) после гибели их государства. В таком случае становится понятным, почему монголы не признавали их своими и считали их бурятами. Понятно также и исчезновение впоследствии этнонима «тумат», ибо он изначально не обозначал названия племени.
Итак, "Сокровенное сказание монголов" и другие исторические источники однозначно относят древних бурят времен становления империи Чингисхана не к степнякам-кочевникам, а к "ойн-аратам" - "лесным народам", обитателям горной тайги, которая в те древние времена почти сплошь покрывала ее территорию. И это вполне справедливо - ведь даже национальный гимн Бурятии начинается словами "Таежная, озерная...", а на ее гербе изображены заснеженные вершины гор и озеро-море Байкал - пейзаж, совершенно не типичный для места обитания кочевников.
Жителя Бурятии, впервые приезжающего в Москву, Новосибирск или Якутск, всегда поражают бескрайние равнинные просторы этих мест - ведь практически в любой точке нашей республики горизонт закрыт горными хребтами. Где в этих таежных горных теснинах и лабиринтах было развернуться конным кочевым ордам?
Юрта - традиционное войлочное жилище кочевников - была продуктом острого дефицита древесины в пустынных степях Центральной Азии. В Бурятии такой проблемы никогда не существовало, и потому бурятские дома с древнейших времен возводились из бревен. Древние монголы почти не употребляли в пищу рыбу, считая ее разновидностью червя. А можно ли жить у Байкала и не заниматься рыболовством, жить в тайге и не охотиться на дичь, не промышлять белку и соболя?
И если бы говорящий по-тюркски таежный охотник в меховых шкурах и на лыжах пришел к степному хагану и назвал себя кочевником-монголом, ему, мягко говоря, не поверили бы. Уж слишком разительно отличался образ жизни тех и других.
Поэтому стремление доказать, что все эти вышеприведенные документальные свидетельства относятся "не к нам, а к каким-то другим бурятам", напоминает попытки "задним числом" переправить реальную историю.
Но все же, откуда появилось само имя "бурят" и что оно означает?

ПОТОМКИ СЕРОГО ВОЛКА

"Сокровенное сказание монголов" повествует: "Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали они у истоков Онон-реки, на Бурхан Халдуне, а потомком их был Бата Чиган."
Итак, древняя летопись свидетельствует, что предками великого хана монголов были чужеземцы (возможно, целый род), пришедшие откуда-то из-за "моря Тенгис". С.А.Гурулев в книге "Тайны байкальских глубин" пишет: "...слово "далай" (море) употреблялось монголами в XIII веке в основном как нарицательное. Слово же "тенгис", пришедшее к ним от тюрков и, возможно, через тюрков от хуннов, понималось как имя собственное, относящееся к конкретному географическому объекту, а именно - к Байкалу".
Таким образом, предок Чингисхана Борте-Чино появился на берегах Онона - прародине монголов, переплыв море Тенгис, т.е. Байкал. Эта географическая подробность точно характеризует его происхождение - вероятнее всего, первоначально он обитал на где-то на территории современного Усть-Ордынского бурятского района Иркутской области. В древние времена это был основной ареал курыканской культуры.
Следует особо подчеркнуть, что родиной многих других древних предков Чингисхана было Забайкалье - территория современной Бурятии.
("Сокровенное сказание" гл.8): "А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа, дочь Баргудай-Мергана, владетеля Кол баргучжин догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун."
("Алтан Тобчи" гл.2): "Бортэ-Чино-а переправился через Тэнгис-далай по направлению к северу и прибыл в землю Дзад. Незамужнюю девушку по имени Гоа-марал взял в жены и поселился в земле Дзад. Так произошел род "монгол"".
Топоним Дзад или Джад очень напоминает название реки и местности Джида на юге Бурятии.
"...То была Алун-гоа, рожденная от Баргуджин-гоа и Хорилдай-мэргэна, владыки того народа баргуджин-тумэтов. Хорилдай-мэргэн в своей земле тумэтов наложил запрет на охоту на соболя, белку и лесных зверей. Так как тумэты препятствовали друг другу и между ними происходили ссоры, то и стал род называться хорилар." ("-лар" - тюркское окончание множественного числа, напр. сахалар (якуты), тофалар и т.п.)
И по сей день Джидинский, Хоринский и Баргузинский районы являются "костяком", "становым хребтом" нашей Республики.
Сравнительно небольшое племя, носившее наименование "монгол", и являвшееся прямым потомком древних народов дунху, сяньби, ухуань, в те давние времена проживало на территории современной Читинской области по р.Онон вплоть до верховьев Амура и было ближайшим соседом баргутов и уч-курыканского союза. По соседству с монголами, близ озер Буир и Далай, жили татары. Сам будущий великий хан, вероятно, родился где-то на берегах Онона в нынешней читинской земле.
К моменту рождения Тэмуджина земли современной Халха-Монголии представляли собой некое "вавилонское столпотворение" различных тюрко- монголо- и даже ираноязычных (переселенцы-согды) племен, проживавших бок о бок "в шахматном порядке" и связанных между собой узами политических договоров и кровного родства. Найманы, кереиты, меркиты, онгуты, джалаиры и множество других родов-улусов населяли бескрайние степные просторы. Во времена великой империи Чингисхана практически все кочевники, проживавшие на территории этого государства, были объединены им в одну орду и стали называться монголами, хотя имели самое различное происхождение и языки.
Как уже было сказано выше, тотемом всех телесских племен, к которым относились курыканы и баргуты, жившие возле Байкала, был волк - "бури" по-тюркски, "шоно, чино" - по-монгольски. Если тюрки считали себя потомками хуннского царевича и волчицы-матери, то телесцы, согласно легенде, являлись отпрысками дочери хуннского шаньюя и отца-волка. "Волк-отец" по-тюркски будет "бури-ата". В этом словосочетании слышится нечто знакомое, не правда ли?
Когда иноплеменники спрашивали телесцев об их происхождении, они, естественно, начинали рассказывать легенду о Бури-Ате, прародителе их племени. Тюркоязычные собеседники прекрасно понимали, что речь идет о мифическом персонаже - Волке-Отце. Монголы, ближайшие соседи баргутов и курыкан, не понимая значения тюркского слова Бури-Ата, считали, что речь идет о человеке по имени Буриадай, или Буриат. И потому, возможно, монголы стали называть своих западных соседей потомками Буриаты, или просто бурятами. Точно так же народ "хань" по-русски называется "китайцами", а по-английски - "чайниз"; национальность "дойч" носит русское наименование "немец", испанское "алеманн", польское "шваб", финское "сакс" и так далее. Во всяком случае, в монгольском и других языках слово "бурят" не имеет сколь-нибудь осмысленной интерпретации.
После разгрома в Х веке уч-курыканского союза пришедшими с юга монголоязычными киданями и другими племенами этот этноним полностью вытеснил самоназвание "курыкан". Так Прибайкалье стало Бурятией - Буряад орон. Часть курыкан, не пожелавшая подчиниться завоевателям, ушла на север, где, постепенно смешавшись с местными племенами оленеводов, дала начало народу саха-якутов. Оставшееся смешанное хори-баргутско-курыканское население Байкальского региона, полностью перешедшее с тюркской (хуннской) на монгольскую (сяньбийскую) основу языка, с тех пор стало называться бурятами. Таким образом, очевидно, буряты являются не пришельцами, сравнительно недавно переселившимися к Байкалу из каких-то других земель, а в основном коренным, аборигенным населением этих мест, проживающим здесь с древнейших времен.
"По предположению Ц.Б.Цыдендамбаева, в XII-XIII вв. на этой территории было три племенных объединения: хори-туматы (предки хори-бурят), баргуты и буряты, причем он отмечает, что этноним "бурят", являющийся сейчас наименованием всего народа, даже в XVII в. относился только к булагатам и эхиритам, т.е. к западным, предбайкальским группам бурят. И.Георги пишет, что сами буряты называют себя баргу-бурят." (Т.Д.Скрынникова, в сб. "Монголоведные исследования" У-У БНЦ СО РАН 1997 с.5)
По мнению многих историков, племена эхиритов и булагатов были прямыми потомками древних курыкан.
Как бы то ни было, очевидно, что само словосочетание "О Бури-ата!" как эмоциональное обращение к защитнику-тотему должно было очень часто звучать в среде телесцев - примерно как восклицания "О Боже!", "О Аллах!", "Ом мани падме хум!" у других народов.
Синоним имени "Бури-ата" - "Бури-хан" ("Волк-царь"). Возможно, свои молитвы, обращенные к духу мифического предка, телесцы начинали словами "О Бури-хан!" Отсюда впоследствии произошло понятие "бурхан" - зооморфное божество, первоначально означавшее конкретный родовой тотем всех телесских племен, - а затем, когда с развитием цивилизации тотемизм был вытеснен верой в богов, перенесенное и на всех богов вообще.
Вряд ли случайно гора, возле которой поселился легендарный предок Чингиса, называлась Бурхан-Халдун. В Джидинском районе Бурятии по сей день существует священная гора Бурин-хан, почитаемая местными жителями.
Некоторые ученые считают, что слово "бурхан" - это искаженное "Будда-хан", и появилось с приходом в Центральную Азию буддийских миссионеров. Но трансформация слова "будда" в "бур" весьма сомнительна с точки зрения лингвистики, а "бурханизм" как религия имеет ярко выраженные автохтонные языческо-шаманистские черты и к "цивилизованному" индийскому буддизму имеет весьма отдаленное отношение. Кроме того, в древних Тюркском и Уйгурском каганатах буддизм никогда не имел большого влияния на массы; общенациональная религия уйгуров - манихейство вообще видела в нем главного конкурента. Культ же "Бурхана", несомненно, является очень древним и явно "старше" пришедшего в 16 веке в Монголию ламаизма.
Такого же мнения придерживался и Л.Н.Гумилев: "бурхан получилось из Бури-хан, т.е. "волчий хан"" ("Древние тюрки" М 1993 с 345). Других же убедительных толкований возникновения данного слова практически нет. Поэтому употребляющееся по сей день понятие "бурхан" (божество) может рассматриваться как убедительное доказательство существования "волчьего тотема" у древних лесных народов Сибири.
Само имя или название рода Борте-Чино ("Серый волк") могло быть плодом народного переосмысления билингвального имени Буриата-чино.
Впрочем, "волчья" родословная древних монголов могла проистекать и от тюрков: например, историк Л.Л.Викторова в своей монографии "Монголы" (М."Наука" 1980 г. с.156) пишет: "В имени предка-эпонима (Чино) исследователи справедливо усматривают связь с древнейшими тотемическими представлениями, свойственными народам Центральной Азии, с родовым наименованием династии Ашина (Шоно), основавшей, согласно данным китайских источников, I тюркский каганат (555-630 гг.).".
Таким образом, возможно, родословная Чингисхана восходит к телеутским или тюркютским князьям рода Ашина и через них к хуннским шаньюям. Не исключено, что великий хан монголов является дальним родственником легендарного гуннского вождя Аттилы.
Но в любом случае вполне обоснованной представляется версия о бурятском (курыкано баргутском) происхождении его предков. Телесцы в те далекие времена в культурном отношении несомненно стояли выше своих восточных соседей, имели тесные экономические связи с Бактрией, Согдианой и другими странами Востока и Запада, широко пользовались рунической письменностью и обладали высокоразвитой "металлургической индустрией". И потому вполне естественно, что некий представитель переселившегося на восток курыканского рода Буриата-Чино стал одним из выдающихся вождей и, возможно, даже первым "отцом-основателем" племени древних монголов, "звездный час" которого настал много столетий спустя. Во всяком случае, летописная история монголов начинается именно с этого имени...
Таким образом, буряты и монголы всегда были в дружественных, добрососедских и даже родственных отношениях между собой, но едва ли было бы правильно смешивать эти два древних этноса в некое единое целое. По-видимому, русские первопроходцы, появившиеся возле Байкала в XVII веке, существенной разницы между ними не усматривали, откуда и появился термин "бурят-монголы" (точно так же в царской России других "инородцев" - киргизов и казахов называли одним именем "киргиз-кайсаки").
Но все же вполне вероятно, что буряты в основной своей массе являются потомками древних хуннов, а монголы - соперничавшего с ними народа дунху (впоследствии сяньби и ухуань). В связи с вышеизложенным любопытным представляется вопрос, кого на самом деле можно именовать "бурят-монголами" - современных бурят или... монголов?
Как мы видим, этноним "бурят" существовал уже во времена Чингисхана. Это позволяет с большой долей уверенности предположить, что собирательное название "бурят" ("бури-ата") в те далекие времена относилось ко всему крупному конгломерату степных и таежных телесских племен, живших вокруг Байкала, по Селенге и Уде и имевших общий тотем Волка-Отца (Бури-хана, Бурхана).
Несмотря даже на вторжение в Х веке в Прибайкалье монголоязычных племен и последовавшие затем значительные изменения в этническом составе этого региона, древнее имя "бурят" сохранилось до наших дней. Наверняка и "генетическая линия" бурятской нации не прерывалась с тех давних лет (в самом деле, не могло же древнее население Прибайкалья внезапно полностью исчезнуть и замениться совершенно иными этносами).
После возникновения "Ихэ монгол улус" - государства Чингисхана главным языком межнационального общения в Центральной Азии стал монгольский язык. И потому хунно-тюркский язык в Прибайкалье был постепенно заменен монгольским (который в современную эпоху в свою очередь "медленно и верно" вытесняется русским).
Таким образом, историческая преемственность (через уйгуров, меркитов, курыкан, баргутов или даже непосредственно) хуннов и бурят прослеживается достаточно четко, что подтверждается и наличием в Забайкалье множества памятников великой гуннской цивилизации. Если взять родословную любого бурята, то где-то в глубине веков наверняка обнаружатся хуннские корни.
Как и следовало ожидать, буряты являются ближайшими родственниками не только "зарубежных" монголов, но также и других этносов хунно-тюркского происхождения - в частности, российских тувинцев и якутов.
Известно, что многие современные бурятские роды имеют своим тотемом лебедя - достаточно редкую птицу для Сибири. По-монгольски слово "лебедь" звучит как "хун" или "хон" ("хун-шубуун"). Возможно, в этом названии в мифическом преломлении сохранилась память о древних предках бурятского народа - хуннах.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment